Мотопробег «3 сестры»
Идея организовать пробег пришла в мою голову давно. Хотелось проехаться по братским республикам, посмотреть, чем живет народ, а, учитывая хорошее состояние дорог – получить удовольствие от пробега на байке. Плюс к этому была давняя мечта посетить брошенный город Припять и Чернобыльскую АЭС, так что пришлось совместить эти два желания в одно.
Осталось только дождаться прихода из Японии нового байка. Мой выбор пал на максискутер Honda Silverwing 600 с инжектором и АБС.
К сожалению, в Припять можно попасть только с организованной экскурсией, которая была заказана на 20 июня. В этот день я должен быть в Киеве в 7 утра – отъезжал автобус. Наконец-то 18 июня мне передали мотоцикл, полдня ушло на постановку на учет и вот я уже еду в сторону Белоруссии. За вечер добрался до Смоленска, заночевал в мотеле около трассы. Пробег за день – 400 км.
На следующий день решил ехать так: Смоленск-Орша-Гомель-Мозырь-Овруч-Полесье-Киев. Во-первых, тупо пилить по трассе не хотелось, а во вторых, хотелось посмотреть, что из себя представляет зона поражения от ЧАЭС в Белоруссии.
Въехал в Могилевскую область.
Гомельская область тоже осталась позади.
Все шло хорошо, пока на одной остановке я не обнаружил своего номера! Черт, потерял где-то по дороге. С момента, когда останавливался последний раз, я проехал 150 км. К счастью дорога была двухполосная – решил возвращаться и искать номер по обочинам. И, слава Богу – нашел! Правда, уже не такой красивый – видать по нему проехался кто-то, помятый и загнулся с угла. Решил пока его не вешать – положил в багажник и поехал дальше со спокойной душой.
Границу прошел нормально, только спросили, почему номера нету. Открыл багажник, показал и отпустили. Вечерело. В Овруче решил поужинать. Нашел только магазин, где пришлось купить еды и поесть на лавочке. До Киева оставалось 100 км. После Овруча дорога стала поуже, деревья стали погуще расти, почти около дороги. И вдруг за поворотом упираюсь в КПП. Оказывается, кусок этой дороги (20 км всего) попал в зону отчуждения ЧАЭС и проезд возможен только по пропускам и т.д. Возвращаться через Овруч и Житомир мне страшно не хотелось – поэтому бумажка в 100 рублей разрешила ситуацию.
Так я впервые попал в Зону. Дорога пустая, людей нет, хотя деревни есть, и дома в них тоже еще стоят. А вот поселок Полесье, который тоже был отселен в связи с аварией на ЧАЭС, представляет собой плачевное зрелище. Кроме бетонных коробок зданий уже ничего не осталось. Даже останавливаться не стал – смотреть просто не на что.
Участок дороги на выселенной территории.
Вскоре въехал в Киев.
Наконец-то Киев.
Снял квартиру за 170 гривен и устроился спать.
Автобус на Припять отъезжал в 7 утра. Через 2 часа мы на КПП Дитятки – граница 30-ти километровой зоны отчуждения.
Фото из автобуса. КПП Дитятки.
Табличка с уровнями радиации около КПП.
Схема зоны отчуждения.
Зона отчуждения представляет собой территорию, огороженную по периметру колючей проволокой. Расстояние до АЭС – 30 км. Проход возможен только по спецпропуску и только с сопровождающим.
Перед городом Чернобыль была деревня – Залесье. Сейчас название говорит само за себя – деревня заросла настолько, что с дороги ее уже не видно.
Здесь была улица, выходящая на дорогу.
Одна из главных улиц.
Чей-то участок.
Время безжалостно даже к строениям.
Входная дверь
Люди оставляли свои дома как есть. Брали самое необходимое.
Обрывки газет и журналов.
Даже табличка с адресом осталась.
Одна из главных улиц в деревне.
Недалеко от города Чернобыль был сооружен объект Чернобыль-2 - радиолокационная станция (РЛС), которая обнаруживала пуски баллистических ракет. К сожалению, на боевое дежурство она так и не встала. Была принята в эксплуатацию незадолго до аварии.
Чернобыль-2
Прибыли в Чернобыль. Город и сейчас живет, правда население составляют люди, только работающие на станции. Станция хоть и заглушена, но на ней ведутся работы по строительству нового саркофага и мероприятия по радиационному контролю и безопасности. Сейчас на станции работают около 3500 человек. Чернобыль отличается от обычных поселков такого типа только полным отсутствием детей на улицах (да их вообще нет в городе). Люди работают вахтовым методом. Функционирует магазин, почта, автобусная станция и прочие объекты, необходимые для жизнедеятельности города.
По дороге проехали еще одну деревню – Копачи. Тоже говорящее название. Дело в том, что эта деревня уже находится в 10-ти километровой зоне и все постройки в деревне сначала сравняли, а потом закопали в землю. Можно увидеть только холмики около дороги – это все что осталось от домов и строений. Кстати, в 10-ти километровой зоне действует правило не наступать на обочины – ходить только по асфальту, так как можно посадить активную частичку себе на ботинки.
Бывший дом
Все что осталось от деревни – знак.
Теперь немножко об ЧАЭС. Это станция была первой атомной станцией на Украине. И должна была стать самой мощной в Европе, так называемым «12-ти миллиоником». Она должна была включать в себя 12 энергоблоков по миллиону киловатт в год каждый. Начали ее строить в конце 70-х годов. Успели построить и запустить 4 энергоблока и еще 2 начали строить, но не успели. Объемы, конечно, поражают. Да и собственно сама Припять была городом атомщиков. Город, который был построен ради этой станции. Население составляло 50 000 человек. Теперь он пуст.
Вид на строящиеся 5 и 6 энергоблоки.
Вид на 3 и 4 энергоблоки. Слева виден саркофаг.
А вот собственно и сам 4 энергоблок. Желтые конструкции – основа для возведения нового саркофага.
На смотровой площадке АЭС дозиметр показывает 324 мкРентген/час. Обычный фон земли составляет около 20-30 мкРентген/час. Превышение в 15 раз.
Посетили музей на проходной станции. Показали нам уникальные кадры возведения саркофага. Несколько цифр: для возведения саркофага около станции построили 6 мобильных бетонных заводов; саркофаг строили порядка 8 месяцев; около 10 000 единиц техники (начиная от грузовиков и заканчивая вертолетами) было закопано в землю как зараженные; техника, которая после дезинфекции признавалась «условно очищенная» продолжала работать; 50 000 человек было эвакуировано в течении 1 дня (правда только на следующий день после аварии).
Макет саркофага и 4-го энергоблока после аварии.
А потом мы поехали в саму Припять.
К слову сказать, город тоже был этаким «показателем коммунизма». В городе была построена огромная гостиница в 7 этажей, несколько 16-ти этажных домов, огромный дворец культуры (только на обход его одного у нас ушло порядка часа), парк аттракционов (так и никогда не работал), 2 больших ресторана (один из которых тоже никогда не был открыт).
Гуляя по Припяти, вспоминаешь детский стишок: школа цела, а в ней никого. Все вроде бы на месте – но нет самого главного – людей. Конечно, за 20 лет здания находятся просто в аварийном состоянии, в некоторых нас даже не пустили.
Город сильно пострадал от мародеров. 95% батарей отопления было вывезено ими для продажи. Причем мародеры просто спиливали их и выкидывали через окна на улицу, поэтому стекол тоже практически не осталось. Хотя сразу после аварии были созданы специальные отряды волонтеров, которые били хрусталь, стекло, ломали мебель и пр., дабы не было соблазна вывезти что-то из зараженного города.
Состав экскурсии был 30 человек. Мы разбились на 3 группы и начали движение по городу раздельно. Наш экскурсовод был Александр, житель города Припять, который вместе со всеми был эвакуирован в возрасте 10 лет. Показал нам свой дом, квартиру, столовую, школу, дворец культуры и в конце мы залезли на крышу одной из 16-ти этажек, чтобы взглянуть на панораму города. Фотографии, конечно, не передадут того ощущения, которое испытываешь, находясь в Припяти. Так что кто смелый – советую съездить и самим все увидеть. А теперь фотки.
Гостиница Полесье
Центральная площадь города
Угол дома на центральной площади.
Жилой дом
Еще один жилой дом
Главная улица города
Вход в подъезд.
Детская площадка
Место куда выкидывали батареи с верхних этажей.
Вход в подъезд
Столовая
Обеденный зал в столовой.
Среднестатистический подъезд.
Квартира нашего проводника Александра
Такая стенка была у многих
Диван
Лавочка у подъезда
Школьный двор
Внутри школы
Цветущий мох на асфальте
Актовый зал музыкальной школы
Просто рояль
Тренажерный зал
Колесо обозрения
Парк аттракционов
Дом быта Юбилейный
Вид с крыши 16-ти этажки на АЭС
Памятник пожарным, которые первые тушили пожар на ЧАЭС
Парк зараженной техники (несколько экспонатов)
Радиационный контроль на выходе из зоны. Все чистые.
Поездка, конечно, запомнится навсегда. Это такое место, которое нужно посетить хотя бы один раз в жизни. Происходит какая-то переоценка жизненных ценностей и так называемого «человеческого фактора».
А дальше была Украина. Киев-Житомир-Луцк-Почаев. Посетил Почаевскую лавру. Достойна уважения! Крупней ее только лавра в Сергиевом посаде.
Вид издали
Колокольня.
Высокогорное озеро Синевир в Закарпатской области. Высота 989 метров над уровнем моря.
Географический центр Европы. Село Деловое, Закарпатская область, Украина.
Остатки ставки Гитлера «Верфольф» под Винницей. Взорвана в 1944 году.
Ну а мимо этого названия я не мог не проехать. Просто Гадяч.
Вот и закончилась поездка. Пройдено от дома до дома 4 890 км. Байк не подвел. Получена масса новых впечатлений. Желающих приглашаю на следующие поездки.
AnKo.
C фотками здесь:
http://www.mvm-moto.ru/index/0-47
Сообщение отредактировал AnKo - 7.8.2008, 8:56