Участник мотодвижения
Группа: Резиденты форума
Сообщений: 31
Регистрация: 12.5.2005
Пользователь №: 2216
|
Мотопробег «Каспий» Москва-Баку
Давно еще решил я поехать в Баку. Из закавказских республик не был только в Азербайджане, хотелось посмотреть на культуру народа, посмотреть на Каспийское море. В связи с покупкой максискутера Honda Silverwing решил совместить культурную программу с мотопробегом. По разным причинам он несколько раз откладывался, но в последнюю неделю августа 2008 года все-таки состоялся. В принципе я был готов ехать в одиночку, но на всякий случай кинул объяву – мол, кто хочет, может присоединиться. Хотел со мной поехать Tetra, но что-то не сложилось у него. Ну и ладно – поеду один. Зная о не очень хорошем состоянии дорог, заранее купил набор для ремонта бескамерных шин. За всю поездку, слава богу, он не потребовался. День первый. 23 августа. Собрался утром, погрузил вещи под седло и в кофр, и выехал на трассу М4. До Каширы в принципе дорога в отличном состоянии, за исключением некоторых участков, где еще не положили асфальт на бетонное покрытие. Скорость держал около 140 км/ч. После развилки свернул на М6, на Волгоград и Астрахань. В Московской области положили новый асфальт – дорога в идеальном состоянии, правда стала двухполосной. Но на байке это не особо мешает. Через 200 км от Москвы начинается Рязанская область. Это УЖАС! Кажется, ремонта этот участок не видел с тех пор, как дорогу положили из бетонных плит. Со временем плиты разъехались, и ты едешь как в трамвае, постукивая подвесками до пробоя. Иногда в самые большие дыры заливали асфальт, но, похоже, не прогоняли каток, а прихлопывали лопатками – асфальт есть, но лучше бы его не было. Весь неровный и на нем подпрыгиваешь так, что удержаться в седле не просто. Началась Тамбовская область. Чуть-чуть получше, чем в Рязанской, но все те же плиты, ямы и дагестанские камазы. Проехал Тамбов, Борисоглебск, Михайловку. Въехал в Волгоградскую область. Дорога стала хуже, чем в Тамбовской. Появилась колея в бетоне. Остановился на ночлег в Иловле, не доезжая Волгограда 60 км. Номер двухместный стоил 600 рублей. Правда душ и туалет на этаже. За день пробег составил 920 км. День второй. 24 августа. Проснулся. Доехал до Волгограда. Волгоград проезжаешь с одной мыслей: «да когда же ты кончишься, а?». Длинный (около 80 км), узкий, с колеями в асфальте. Сам асфальт очень скользкий. Причем дороги в самом городе не намного лучше, чем в области. Если бетонному основанию еще можно простить швы в покрытии, то, как можно класть асфальт, что он тоже разъезжается по швам? В общем, Волгоградская область оставила только негативные ассоциации. Наконец-то выехал из Волгограда в сторону Астрахани. Дорога стала намного лучше. Вот и Астраханская область. Много попадаются машин с различными лодками, причем чаще всех видел Тверскую область. В Цаган-Амане началась Калмыкия. Калмыкия вообще уникальный регион. Один из малонаселенных регионов в России (всего 300 тысяч человек во всей Калмыкии, причем 150 тысяч в столице Элисте), ничего не выращивает (потому что земли либо степи, либо полупустыни), народ исповедует буддизм и занимается разведением скота. Но сумели построить практические идеальные дороги! Можно валить сколько хочешь. Но мешает одна деталь – сильнейший ветер, причем практически, всегда боковой. Иногда попадаются «перекати-поле». И однообразный пейзаж – сколько видит глаз – все степь. Маршрут пролегал так: Цаган-Аман, Юста, Утта, Яшкуль, Комсомольский, Артезиан. Я уже привык, что вызываю интерес у местного народа своим появлением. Вот в Утте остановился в кафе пообедать. Подхожу к продавщице, в руках шлем, сам в куртке, из окна виден мотоцикл. Она спрашивает: «Откуда едите?». Я: «Из Москвы». Она: «Ого. Это ж далеко (1500 км). Как же вы так? Один?». В общем, если бы появилось НЛО, то она удивилась бы намного меньше. И тут она спрашивает: «А куда?». И тут я понял, что могу «играть ва-банк». Спокойно отвечаю ей: «В Баку!». Кажется, она свалилась под прилавок, услышав это. Наверно, будут обсуждать всем поселком сегодняшнюю встречу. Но это так, лирика. В Калмыкии проезжал одно место, называется «Черные земли». Известно тем, что на этих землях всегда пасли скот круглый год не только калмыки, но и жители соседних регионов благодаря тому, что снег там не выпадал вообще. В советское время план по поголовью скота спускали сверху, все время увеличивая. Все это привело к тому, что сейчас эти земли превратились в пустыни, на которых ничего уже не растет. И только в 2002 году калмыки приняли программу о рекультивации этих земель снова под пастбища с помощью специально выращенных колючек, у которых очень длинная и мощная корневая система, которая удерживает песок на месте. На отрезке Яшкуль-Комсомольский был ремонт дороги. Несколько километров щебня «вселили» уверенность, что сильвер по щебню ездить не умеет. Впредь нужно выбирать дороги только с асфальтовым покрытием. Эта дорога является основной в Дагестан. На этом отрезке видел машины с самыми разными регионами. Такое ощущение, что в Дагестан ездит пол-России. Практически все регионы Центральной России, и не только. Особенно мне запомнились машины с кодами регионов 11 (Республика Коми), 29 (Архангельская область), 54 (Новосибирская область) и 22 (Алтайский край). Въехал в Дагестан. Сегодня мне надо было доехать до Махачкалы, там ждали друзья. У них и остановился спать. Маршрут был такой: Кочубей, Кизляр, Бабаюрт, Сулак, Махачкала. Все шло отлично, пока я не столкнулся с овцой! В Дагестане почему-то практически все пасущиеся животные находятся на обочине дороги (наверно там трава вкуснее). Еду не быстро, километров 100 в час. Вижу, на обочине стоят 4 или 5 овец. Одна отделяется от группы и выходит на асфальт. Я прижимаюсь к осевой. И когда до овцы остается 10 метров, она поднимает голову, видит мою фару и, наверно, испугавшись, бросается на другую сторону дороги прямо мне под колеса. Я успеваю только зажать оба тормоза. Удар. Руль вырывается из рук. Каким-то образом я понял, что надо отпустить тормоза. Отпустил, мотоцикл не упал! Меня выносит на встречку (слаба богу никого там не было) и я останавливаюсь на встречной обочине. Слез с байка. Осматриваю повреждения. Переднее крыло раскололось на 3 части – пришлось его демонтировать. Больше видимых повреждений нет, только руль как-то странно вращается, с закусыванием в центральном положении. Оказывается, колесо немного ушло в сторону мотора, хотя вилка визуально цела. Но байк в целом транспортабелен. Подходит пастух. После взаимных препирательств и осмотра овцы он вкрадчивым голосом спросил: «Ножык есть, брат?». Я ответил, что нету. На что он быстренько собрал свое стадо и куда-то свалил. Доковылял до Махачкалы. На одном из светофоров меня догоняют местные байкеры на CB750 и Honda XR. Сами в шортах, шлепанцах и майках. У меня был только адрес друзей, поэтому попросил их проводить меня до дома. С трудом нашли его, поужинал и лег спать. Пробег за день составил наверно все 1000 км. День третий. 25 августа. Выехал из Махачкалы в сторону Дербента. Маршрут был такой: Махачкала, Избербаш, Мамедкала, Дербент, граница с Азербайджаном. Заехал в Дербент посмотреть на крепость. Несмотря на ее размеры, удобное оборонительное положение и толстые стены была не один раз захвачена. Стало по-настоящему жарко. Температура днем на солнце достигала 38 градусов. Приехал на границу. Погранпереход «Яраг-Казмаляр». Описать обстановку там очень сложно. Лучше один раз увидеть своими глазами. Сама граница очень маленькая: одновременно вмещает только один автобус и 2 машины. Соответственно, перед границей выстраивается огромная очередь. Обстановка немного напоминает восточный базар: люди ходят туда-сюда, большинство в халатах, везде разбросаны куски арбузов, дынь, чьи-то вещи лежат прямо на земле, в слое пыли, машины и особенно автобусы забиты под завязку вещами, тюками, мешками и прочим. Я объехал всю эту массу и встал первым перед воротами. Через 1 минуту я уже был на территории границы. Российскую прошел быстро. Только весь персонал, пока я бегал, ставил штампы в паспорт, включая всевозможных проверяющих рассматривали мотоцикл, нажимали на кнопочки ну и т.д. На границе меня «обрадовали»: Азербайджан строит автомагистраль до Баку от границы с Россией, поэтому старую дорогу (неплохо асфальтированную, к слову сказать) сломали и все ездят по отсыпанной щебнем времянке протяженностью 120 км! Причем строят дорогу с бетонным покрытием высотой 28 см! Но, говорят, ты на мотоцикле – тебя могут пустить по уже отстроенным участкам, хотя официально там проезда нет. Ну что ж делать, будем прорываться с боем. Остается загадкой, что мешало строить новую дорогу рядом со старой, а не поверх нее? До азербайджанской стороны 1 километр полностью отсутствующей дороги. Едешь по слою пыли просто, причем, если ты ставишь ногу на землю – весь ботинок покрывается пылью. Опять очередь перед воротами. Опять я первый. Азербайджанцы забирают наше свидетельство о регистрации, взамен выдают бумажку, по которой ты обязан выехать именно на том, на чем приехал сроком на 30 дней. При мне досматривали азербайджанский автобус. Это было шоу! Из автобуса вынесли и положили на пыльную дорогу все. То есть абсолютно все! Лежали какие-то тюки, коробки, бампера и крылья от автомашин и прочее. Причем в коробках было, по-моему, вино, одну коробку разбили, кругом разлито вино, люди в камуфляже все это осматривали, даже собаку пригласили для досмотра. Наконец-то я выехал с границы. До Кубы (город такой) лежит асфальт, в принципе неплохой. А после Кубы началась стройка автомагистрали. Кое-где мне удавалось уговорить строителей пустить меня на новую дорогу, кое-где не пускали – пришлось ехать по щебню. Короче, участок 120 км я ехал примерно 5 часов. Дважды меня останавливали местные гаишники, дважды составляли протокол, изымали права и дважды их отдавали просто так. Первый раз, когда я ехал по новой дороге, по щебню плелся экипаж гаишников. Я еще думал, обгонять мне их или нет. Решил обогнать. Когда съехал с бетона на щебень, меня уже ждали. Предлагали заплатить штраф 160 манат (около 200 долларов). Но я сказал, вот вам ребята мои права (естественно международные), пишите протокол, давайте вашу времянку и разъедемся. Написали протокол, дали временное и когда я уже одел шлем и хотел уехать, позвали меня к своей машине, отдали права и сказали: «На первый раз прощаем». Второй раз меня остановили за обгон, хотя я обгонял не выезжая на встречку. Опять история повторилась: права, временное, шлем, «на первый раз прощаем». И оба раза просили «ну хоть сколько-нибудь штрафа». Под вечер добрался до Баку. Ну, здравствуй, город ветров! Нашел гостиницу «Апшерон» за 82 доллара двухместный номер и распластался под кондиционером. День четвертый. 26 августа. На следующий день запланировано было посещение Старого города и окрестностей Баку. В Старом городе побродил по дворцу Ширваншахов, посмотрел на Девичью башню, видел разные мечети и минареты, также посетил развалины древней турецкой бани хамам. После обеда поехал в пригород Баку Сураханы. Там находится храм огнепоклонников – зороастрийцев Атешгях. Знаменит он тем, что еще в VI веке до нашей эры там жили люди, поклоняющиеся огню, который самовозгорался из-под земли (природный газ). Люди эти пришли туда из Северной Индии, сами они не работали, жили на подаяния купцов шелкового пути, которые останавливались на ночлег, истязали свое тело и душу и вели крайне аскетичный образ жизни. Например, вешали на себя цепи по 30 килограмм, заковывали себе ноги в кандалы, спали на извести до омертвления конечностей и т.д. Там было около 15 землянок, в каждой из которых могли одновременно жить около 10 человек. Так они жили до середины 19 века, когда после смещения тектонических плит огонь прекратился, люди восприняли это как небесную кару и ушли обратно в Северную Индию. Еще была мысль съездить в другой пригород Баку – Гобустан. Там находятся наскальные рисунки-петроглифы. Всего около 4000 рисунков. Но что-то подустал я на такой жаре (днем на солнце до 45 градусов), да и весь день я обдумывал план спасения себя и мотоцикла от 120 км щебня. Поэтому решил спросить у таксистов, сколько будет стоить нанять газель на 150 км дороги? По прикидкам таксистов это встанет в огромную сумму, что-то около 250 долларов. Дороговато для меня. Поэтому решил немного схитрить. Дело в том, что от Баку до Сумгаита магистраль уже построена. Решил нанять газель в Сумгаите (что в 20-ти км от Баку), а если не найду, то смириться и пилить обратно своим ходом. Погулял вечером пешком по Баку. Поднялся на фуникулере. Там, кстати, произошел интересный случай. Купил билет, захожу в вагончик – машиниста нету. Посидел минут 5 – никакого движения. Спрашиваю у билетерши – когда поедем? Она говорит, что сейчас придет машинист и все будет. Вижу - заходят 4 человека: 2 машиниста и 2 «гражданских». И вместо того, чтобы пойти в вагончик, они стали играть в нарды! Партия у них длилась минут 8. После этого тот, что проиграл – обреченно пошел исполнять свой рабочий долг. Вот это называется неторопливая жизнь! Баку мне запомнился некоторыми деталями: очень скользкой разметкой, большой влажностью, огромным числом милиционеров, и двумя типами дорожной полиции: одна ездит исключительно на новых БМВ 3-ей серии, а другая на Фиат Добло, тоже новых. День пятый. 27 августа. Собрав вещи, с утра двинулся в обратный путь. Допуляв до Сумгаита, нашел газель. Погрузили мотоцикл, и за 100 долларов и 1000 рублей поехали в обратный путь. Выгрузили после ремонта дороги, и вот я уже на границе. Все уже знакомо, многие из работающих там меня уже узнают. Вернули документы на мотоцикл, дополз до российской стороны, быстренько прошел нашу таможню и двинулся в обратный путь. До Махачкалы дорога одна – ошибиться сложно. От Махачкалы поехал другой дорогой: Махачкала, Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт, Кизляр. Перед постом ДПС в Кизляре попал в колею, в которой было разлито дизельное топливо. Малейшее касание тормоза (перед лежачим полицейским) – и, несмотря на наличие АБС, заваливаюсь на левый бок. Из потерь у байка: царапины на левой стороне морды, на пороге и на левой бочине немного. Корпус вариатора спасла центральная подножка, на нем не царапины. У самого только ушиб ноги, так как был одет в черепашку и шлем. Повезло, что скорость была небольшая, примерно 30 км/ч. Стражи порядка помогли поднять мотоцикл. Отдышался, перекурил и поехал дальше. В Кочубее остановился в мотеле. День шестой. 28 августа. Решил ехать по другой дороге, заодно заехать в Элисту: Кочубей, Южно-Сухокумск, Нефтекумск, Буденновск, Благодарный. В Благодарном остановился передохнуть, смотрю на номер, а он почти пополам порвался! Пришлось искать строительный магазин и автосервис. Стяжками обмотал номер – вроде держится. Дальше были Светлоград, Ипатово, Дивное, Элиста. Причем село Дивное оправдывает свое название: проезжал три перекрестка, расстояние между которыми не более одного километра. На первом видел знак – Элиста 55 км, на втором – Элиста 91 км, на третьем – Элиста 80 км. Вот как хочешь, так и езжай. Приехал в Элисту. Город выполнен в буддийском стиле: остановки, ларьки, аптеки и прочее. Посетил интересный краеведческий музей, в котором всего за 60 рублей мне провели обалденную экскурсию. Рассказали много интересных вещей о калмыцком народе, затронули главные вехи в истории развития, как самих калмыков, так и их отношений с Россией. Потом поехал покататься по городу. Был в главном хуруле, недавно построенным. По размерам, наверно, как наш Храм Христа Спасителя. Доехал до города шахмат «SityChess». Правда, это всего лишь коттеджный поселок, хотя я ожидал увидеть какие-нибудь памятники, может музей шахмат ну или что-то подобное. Выехал из Элисты в сторону Волгограда. Перед Волгоградом заночевал в поселке Дубовый Овраг. День седьмой. 29 августа. Опять этот Волгоград. Опять эти разбитые дороги и скользкий асфальт. Теперь решил ехать не по трассе, а по другой дороге: Камышин, Котово, Калининск, Екатериновка, Ртищево, Кирсанов, Тамбов. Эти дороги хоть и являются местными, но имеют намного лучшее покрытие, чем магистраль на Москву, за одним исключением – межобластное сообщение. Обычно кусок такой дороги между соседними райцентрами либо вообще без асфальта, либо его не ремонтировали очень давно. К счастью, Волгоградская область недавно начала полномасштабную реконструкцию своего участка дороги между Котово и Калининском. Так что мне повезло объехать по щебню всего два строящихся моста. А дальше была Саратовская область, кусочек Пензенской и началась Тамбовская. В Тамбовской области до Тамбова очень хорошее покрытие. После Тамбова свернул на Моршанск, Шацк. До Моршанска вообще автобан – идеально ровный асфальт, широкая дорога. И опять между Тамбовской и Рязанской областями кусок в 30 километров сплошного танкодрома. Дорога вся разъехалась по швам, а в Рязанской области добавились еще и ямы. Последние километры по Рязанской области ехал под дождем. Проехал Шацк и заночевал на трассе в поселке Путятино. До Москвы оставалось 330 километров. День восьмой. 30 августа. И весь оставшийся путь в 330 километров мне предстояло проехать под дождем. В принципе ничего страшного, только к Москве я окончательно промок и замерз. Выехав в 7-30 утра, домой я попал в 11-00. Все. Я дома. Позади 8 дней пути, 5023 километра и масса разных впечатлений. Теперь предстоит привести байк в нормальное состояние и планировать дальнейшие поездки. Всегда Ваш, AnKo.
|