Все шлемы, поступающие в продажу на территории стран-членов Евросоюза, в обязательном порядке подлежат сертификации в соответствии с нормами действующего стандарта ECE 22/05 (ECE22.05). Этот стандарт регламентирует процедуру тестирования шлемов на соответствие минимальным требованиям безопасности. Если шлем не соответствует требования стандарта, на него не наносится маркировка ECE 22/05 (на удовлетворяющий стандарту шлем
не обязательно наносится маркировка).
Существуют и другие стандарты безопасности (например, в России можно часто увидеть шлемы с маркировкой DOT, выдающий в шлеме его американское происхождение), каждый из которых действует в той или иной стране или территории (Япония, Новая Зеландия, Австралия и т.д.). Ниже речь пойдёт не о них, а о наиболее близком нам стандарте ECE 22.05 и его связи с Британской Комиссией по Надзору за Безопасностью на Дорогах, а также о том, чем это знание может быть полезно нам, простым русским мотоциклистам.
SHARP, проект Британской Комиссии по Надзору за Безопасностью Дорожного Движения, создан для систематизации сведений о защитных свойствах шлемов, поступающих в продажу на территории Великобритании.
Это единственный на сегодняшний день источник объективных данных о защитных свойствах шлемов. SHARP не оценивает посадку на голове, внутреннюю отделку шлема и прочие параметры, но не сегодняшний день не существует иных источников объективных данных. Не смотря на то, что на территории Соединённого Королевства действует свой, чуть менее строгий, чем ECE 22/05, стандарт, в SHARP в своих тестах в обязательном порядке ссылаются на ECE22/05. Процедура тестирования ECE 22/05 схожа с британской, однако пороговые значения ускорений (перегрузок) в ECE 22/05 ниже (более строгие), чем в британском 6658:1985.
SHARP в своих исследованиях не оценивает характеристики шлемов, влияющие на комфорт (и в большой степени – формирование цены как следствие), но лишь пассивный защитный потенциал шлемов. Выбор в пользу комфортной и экипировки обычно связан с большими расходами, но в то же время большим удовольствием от использования и самой езды.
Сайт проекта:
http://sharp.direct.gov.uk/ECE 22/05 – наиболее строгий и современный международный стандарт сертификации среди ныне действующих, разработанный Европейской Экономической Комиссией. Он действует на территории 47 стран, включая все страны Европы. Официально поставляемые в Россию шлемы также сертифицированы в соответствии с требованиями ECE 22/05.
Что же гарантирует покупателю маркировка ECE 22/05 на мото шлеме:
– соответствие требованиям стандарта всех шлемов из всех регионов с любой датой производства* (обязательному тестированию независимым центром сертификации подвергается по 50 шлемов каждой модели из каждой поставки к любому дистрибьютору);
*Например, маркировка DOT на американских шлемах означает, что шлем сертифицирован в лаборатории производителя, а не в независимом центре сертификации. Американская комиссия по надзору за безопасностью на дорогах в праве отозвать всю линейку шлемов, если выявится несоответствие конструкции шлема требованиям действующего в США стандарта безопасности. Таким образом, в США не осуществляется предварительный контроль защитных свойств шлемов.– производится тестирование ударопоглощающих свойств шлема в наиболее подверженной по статистике ударам коронной области шлема (лобная и затылочная доли, темя);
– в испытательной установке шлем ударяется о плоскую или слегка выпуклую наковальню из стали, внутри шлема располагается макет головы человека, идентичный прототипу по весу и форме;
– максимальное значение G (ускорение или перегрузка) или скорость замедления головы внутри шлема при ударе составляет 275G;
*в соответствии с современными представлениями о защитных шлемах для мотоциклистов (возросшая мощность мотоциклов в среднем, а вместе с ней и скорости передвижения) защитный шлем исключает возможность травмы или значительно снижает степень её тяжести, если значение ускорения не превышает 275G. Опасными для здоровья считаются значения ускорения более 300G, угрожающими жизни – более 500G.– проверяется соблюдение угла обзора (не менее 105° от центральной линии шлема);
– оцениваеются силы, стремящияся повернуть шлем на голове (при ударе);
– измеряется прочность и сопротивление застёжки абразивному износу;
– удобство оперирования застёжки.
*С подробной информацией о ECE22.05 и других стандартах можно ознакомиться по ссылке:
http://ultimatemotorcycling.com/motorcycle...ce-22-05-snell/Чем полезны результаты тестирования SHARP.Результаты теста SHARP наглядно демонстрируют результаты измерений пассивных ударопоглощающих свойств шлемов. Тестирование проводится по аналогичной ECE22.05 методике, однако оцениваются защитные свойства не только в теменной, лобной и затылочной областях, но также и височных областях. По результатам тестирования шлему присваивается общий рейтинг безопасности по 5-бальной шкале (1 здезда – плохо, 5 звёзд – превосходно), а результат тестирования каждой из областей шлема представлен в виде 6 цветных зон, каждый цвет соответствует определённому пороговому значению G.
Рассмотрим систему в действии на примере популярной модели шлема SHOEI XR-1100.– в верхней части страницы мы видим фотографию шлема и сводку по его главным особенностям (производитель, название модели, вес, цену, тип застёжки, материал скорлупы (будьте внимательны, иногда сведения не совпадают с информацией на сайте производителя. В нашем случае скорлупа шлема композитная и состоит из множества различных волокон, не только стекловолокна, см. сайт производителя
http://www.shoei-europe.com/uk/products/XR-1100/) и т.д.);
– над изображением шлема мы видим рейтинг защитных свойств шлема в виде 5 звёзд из 5 возможных;
– под изображением шлема цветными пятнами обозначены результаты тестирования защитных свойств шлема в 5 различных областях (лобная доля, Л + П виски, темя, затылок)
Читать эту диаграмму следует следующим образом:
Зеленый цвет - пороговое значение ускорения 275G не достигнуто, превосходный результат: соответствует стандарту ECE 22.05 при ударе со скоростью падения 7.5 м/с;
Жёлтый цвет - ускорения до 300G: соответствуем требованиям британского стандарта 6658:1985 при ударе на скорости 7.5 м/с;
Оранжевый- пороговые значения до 400G;
Коричневый - пороговые значения до 420G;
Красный - пороговые значения до 500G;
Чёрный - пороговые более 500G.
Что важно учитывать при принятии решения о покупке шлема.– SHARP не оценивает такие характеристики шлемов, как материал скорлупы, качество материалов внутренней отделки, посадку на голове, шумность и качество вентиляции. Всегда обращайтесь к сайтам производителей или консультантам в магазине за этой информацией: наименее прочная скорлупа из термопластика, она имеет свойство колоться с образованием осколков, которые могу порезать кожный покров и оставить в нём осколки, следующая снизу по прочности – скорлупа из стекловолокна, композитная скорлупа на основе разных волокон наиболее прочная, самая прочная скорлупа у шлемов, усиленных карбоновым волокном (полностью карбоновая скорлупа тем не менее не гарантирует, что шлем сбережёт голову, тут важна сумма качеств);
– комфорт шлема влияет на концентрацию пилота: шлем, в котором жарко, который жмёт или в котором сильно дует, например в глаза, мешает пилоту сосредоточится и влияет на активную безопасность;
– посадка шлема на голове не менее важна, чем пассивные ударопоглощающие свойства скорлупы. Если шлем велик, то есть риск удариться уже о сам поглощающий слой изнутри - шлем должен сидеть плотно;
– подержанные шлемы защищают хуже новых: подержанные шлемы адаптированы к голове предыдущего владельца и уже никогда не адаптируются к голове следующего владельца;
– в соответствии с европейскими статистическими исследованиями дорожных инцидентов с участием мотоциклистов, пилоты в ярких шлемах (жёлтых, флуоресцентных или просто белых) попадают в аварии на 27% реже пилотов, носящих чёрные или тёмные шлемы.
Теперь, вооружившись новым знанием, мы можем принять осознанное решение при выборе защитной экипировки для той части тела, из-за которой в нашей жизни происходит то, что происходит. Мы рекомендуем поступать следующим образом: сперва определяем круг подозреваемых, исходя из собственного бюджета и из того, как выбранные шлемы сидят на голове; после обращаемся к SHARP за объективными данными о защитных свойствах этих шлемов и выбираем тот, который обладает лучшим защитным потенциалом.
Надеемся, что эта информация будет вам полезна.
Всегда надевайте защитную экипировку.
©Чип!Экип