http://www.f6rider.com/VRCC/tech/trans101.htmстатья на английском, объясняется устройство "типичной коробки передач современного мотоцикла" (с картинками
)
шестерни на первичном и вторичном валу коробки находятся в постоянном зацеплении
при этом шестерни на вторичном валу вращаются независимо от самого вторичного вала
на вторичном валу также находятся "engagement dogs" (буквально "собачки зацепления", сорри я не инженер
), которые перемещаются по валу (их перемещения управляются как раз лапкой переключения передач) и могут входить в зацепление с шестернями - через этот "engagement dogs", когда он зацеплен с шестерней и передается момент на вторичный вал, а оттуда уже на ведущую звездочку
краткое резюме по выводам в статье:
1) оптимально с точки зрения быстрота/безвредность переключение с частичным выжимом сцепления (как вверх, так и вниз);
2) "преднагрузка" лапки передач непосредственно перед переключением вредна для коробки.